г. Кострома, ул. Локомотивная 2

Что такое реверс-инжениринг?

И как с его помощью можно сделать почти что угодно.
Рассмотрим реверс-инжиниринг на производстве при помощи 3D-сканирования.

Если мы хотим понимать, что такое реверс-инжиниринг, прежде всего надо разобраться, в чем состоит задача 3D-сканирования. На основе данных 3Д сканера, мы получаем информацию о геометрии и толщинах объекта.

На основе этих данных можно отмасштабировать или изменить геометрию изделия, если конструкторская документация отсутствует.

Объект сканируется, и на основе данных сканирования мы получаем CAD-модель, которую можно редактировать. То есть обратное проектирование – это, условно говоря, перевод материального объекта в цифровую форму. Но это не только заимствование, но также и возможность перенести сделанный вручную объект в чертежи.

То есть из реального объекта мы получаем виртуальный, который потом тиражируется.

На реверс-инжениринге во многом построен успех китайской экономики и промышленности. Последние десять лет эта страна занимает первое место в мире по использованию 3D-сканеров.


Процесс реверс-инжиниринга наглядно представлен на схеме, начиная со сканирования и заканчивая испытаниями полученной детали. Реверс-инжиниринг – это, естественно, не просто получение чертежей. И даже не столько получение чертежей, сколько изготовление по ним определенной детали и понимание того, что вы добились поставленной цели.

Пример. Рассмотрим крыльчатку, которая является компонентом узла, используемого на предприятии.

Допустим, этот узел иностранного производства (что встречается сплошь и рядом). Поскольку экономика сейчас находится под санкциями, или из-за роста курса валют нет возможности закупать компоненты, многие предприятия пытаются самостоятельно изготавливать запчасти для устройств, которые раньше поставлялись из-за рубежа.

Итак, у нас есть узел, он исправно работает, но у него сломалась крыльчатка. А новую закупить мы не можем. Если приобрести отечественную, значит, придется менять всю периферию вокруг.

Соответственно, если есть такой же узел с исправной крыльчаткой, мы можем ее отсканировать и создать 3D-модель в CAD.

Затем печатаем содель на 3Д принтере, проводим исаытания, и если нужно дорабатываем модель, затем можем напечатать функциональный образец, или передать модель для изготовления на станках с ЧПУ.

Еще пример. Например, есть корпус насоса. Он находится внутри некой сборки. С этими корпусами проблемы – они трескались и лопались.

Покупать новый – значит менять всю периферию, что, естественно, намного дороже. Выяснилось, что лопается нижняя часть, на которой насос стоит, – возможно, из-за слишком больших нагрузок или некачественного металла. При этом ни внутренняя, ни верхняя части не повреждались.

В данном случае можно отсканировать нижнюю часть корпуса и сделать ее CAD-модель, если необходимо, то усилить конструкцию, либо по полученной модели изготовить из другого материала.

Еще пример. Представим коллекционера редких мотоциклов. Если происходит поломка, детали надо заказывать из-за рубежа – в России их купить практически невозможно. Но если взять запчасти, аналогичные поврежденным (например, снятые с другого мотоцикла такой же модели), или детали, которые часто ломаются, то можно их 3Д сканировать, построить по ним CAD-модель, и можно изготавливать в России.

Итого: реверс-инжиниринг – это когда у нас есть нечто физическое, но нет цифрового, и мы объект из физического мира переносим в цифровой, где уже можем его дорабатывать, подготавливать к чему-либо, либо просто отправлять на производство.

Также можно проводить реверс инжениринг, ориентируясь на фото или фидео объекта. В этом случае строится инженером 3Д модель, печатается, проводятся ее испытания и после правок модели, если они необходимы, можно изготовить на 3Д принтере или другим способом готовое изделие, прототип или мастер-модель.
Made on
Tilda